Обучение в МБОУ "Школа №43" проводится по триместрам.
Цель триместровой системы обучения – обеспечение эффективного
качества образовательной подготовки обучающихся с учетом здоровьесберегающих
технологий. Самый большой плюс триместров - в равномерном распределении учебной
нагрузки (согласно исследованиям ученых, работоспособность обучающихся
существенно снижается после 5-ти недель учебных занятий).
Задачи триместровой системы обучения:
- Осуществление положительного влияния триместровой системы образования на психофизическое состояние детей (обучающиеся получают возможность спокойно отдохнуть и с новыми силами приступить к завершению триместра).
- Обеспечение объективного оценивания результатов (вместо 4-х отметок за четверть в будет 3 отметки за триместры).
- Достижение равномерного распределения учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерной интервальности отдыха обучающихся (здоровьесберегающий подход).
При переходе на триместры не ущемляются права ни обучающихся переводных классов, ни выпускников 9 и 11
классов.
Организация процесса:
Триместры предполагают равномерное деление учебной нагрузки в течение учебного года: по три месяца. Каждый триместр, в свою очередь делится на две части, между которыми предполагаются рабочие каникулы. (Этим достигается приблизительно равномерное распределение учебной нагрузки в течение всего учебного года, равномерная интервальность отдыха учащихся (здоровьесберегающий подход).
Продолжительность учебного года второй и третьей ступенях общего
образования составляет не менее 34 недель без учета государственной итоговой
аттестации.
Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) составляет не
менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Во время рабочих каникул
обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию по предметам, которые
вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности. Продолжительность
учебного года при триместровой системе обучения такая же, как и при обучении по
четвертям.
Подробнее о триместрах: альтернативный режим был разработан советскими
учеными еще в конце 50-х годов прошлого века. Первыми опробовали новую систему
московские и ленинградские школы — больше 30 лет назад. Педагоги и родители
очень хорошо знают, как резко снижается здоровье наших детей, стоит им пойти в
школу. Медики, как оказалось, тоже думают об этой проблеме. В середине прошлого
века исследования зарубежных ученых показали, что работоспособность учащихся
существенно снижается после 5-и недель учебных занятий. Именно поэтому и была
предложена альтернативная структура учебного года, предполагающая регулярное
чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются
недельными каникулами. После введения триместровой системы в ряде школ
ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование,
чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье. Ведущий сотрудник
института, кандидат медицинских наук Степанова М. И. отметила, что при обучении
по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше
случаев повышенной и высокой степени невротизации, психоэмоциональное состояние
учащихся оказалось более устойчивым. Таким образом, регулярное чередование
учебы и каникул положительно сказывается как на здоровье детей. Согласно
анкетированию учащихся, проведенному в школах России в сентябре 2011 года,
традиционный вариант каникул выбрали 18,8% учащихся, систему «5+1» - 83,5%. В
школах, где введена такая система, обучающихся отмечают: 15,2% - стали меньше
уставать в течение триместра; 40,5% - достаточно времени, чтобы «подтянуть»
отдельные предметы; 11,4% - снизилась нагрузка; 20,3% - учебный год делится на
равные промежутки времени, что способствует снижению тревожности и
напряженности; 40,3% - возвращаясь с каникул внутри семестра, можно с новыми
силами более качественно закончить триместр.
По мнению учителей, которые находят триместровую систему более
эффективной с точки зрения организации учебного процесса, следует отметить
следующие плюсы:
- во время каникул обучающиеся могут прийти в школу и получить консультацию
по предметам, которые вызывают у них затруднение и ликвидировать задолженности
перед окончанием триместра;
- накапливается больше оценок для наиболее адекватной промежуточной
аттестации;
- увеличивается накопляемость оценок у обучающихся (при традиционной
системе максимум 2-3 оценки при одном часе в неделю), что повышает
объективность выставления оценок за триместр, что особенно важно в старших
классах;
- удобнее выставлять оценки. Раньше учитель, который ведет в классе один
урок в неделю, не всегда мог выставить хотя бы одну оценку каждому ученику, а
теперь за три месяца это сделать значительно проще;
- выставление годовых оценок превращается в чисто техническую процедуру:
если оценки, набранные учеником за год, выглядят как «5, 5, 4» – естественно,
напрашивается итоговая «пятерка». В отличие от «5, 5, 4, 4», когда педагогу
приходится принимать волевое решение. Кстати, школьникам также выпадает меньше
стрессов, волнений и подозрений в учительской несправедливости: с цифрами не
поспоришь;
- оптимальное сочетания учебной работы и отдыха, можно планировать
триместровые проекты;
- каникулы в середине триместра позволяют подвести предварительные итоги;
- появляется возможность во время каникул заняться корректировкой планов,
подведение итогов, снять напряжение учебного периода.
Учащиеся отмечают следующие преимущества триместровой системы:
- каникулы с триместровой аттестацией дают возможность лучше
систематизировать занятия, больше времени остается на то, чтобы «подтянуться»,
сделать реферат, триместровую работу;
- появилась возможность «расслабиться» в каникулы в середине триместра,
чтобы набраться сил для следующей половины учебного периода;
- общего времени отдыха становится на несколько дней больше;
- организм привыкает к чередованию работы и отдыха в определенном ритме.
Родители считают:
- дети стали меньше болеть благодаря возможности физической и
психологической разгрузки;
- в связи с уменьшением количества аттестаций снижается стресс, вызываемый
ситуацией оценки;
- увеличивается число периодов отдыха для совместных семейных занятий
(путешествия, совместный труд и т.д.)
Периоды
чередования учебной деятельности и плановых перерывов (каникул) в 2024-2025 учебном году
|
Даты |
Продолжительность |
1 триместр |
02.09.2024 – 07.10.2024 |
6 недель |
|
15.10.2024 – 17.11.2024 |
5 недель |
2 триместр |
25.11.2024 – 29.12.2024 |
5 недель |
|
09.01.2025 – 16.02.2025 |
6 недель |
3 триместр |
24.02.2025 – 06.04.2025 |
6 недель |
|
14.04.2025 – 25.05.2025 |
6 недель |
|
|
34 недели |
Сроки и
продолжительность каникулярного времени:
|
Даты |
Продолжительность |
1 триместр |
08.10.2024 – 14.10.2024 |
7 дней |
|
18.11.2024 – 24.11.2024 |
7 дней |
2 триместр |
30.12.2024 – 08.01.2025 |
10 дней |
|
17.02.2025 – 23.02.2025 |
7 дней |
3 триместр |
07.04.2025 – 13.04.2025 |
7 дней |
|
|
38 дней |
Летние каникулы |
26.05.2025 –
31.08.2025 |
98 дней |